о лодках

Новинка от «Альтаир» – удачная лодка для рыболова

Начавшийся в среднем течении Невы ледоход и уже освободившаяся ото льда речка Ижора, –  11 апреля подарили несколько приятных душе водномоторника часов. Отличная солнечная маловетреная погода и пара новых надувных лодок известного питерского производителя «Альтаир»…

В угоду потребителю

Но обо всём по порядку. Зимний период для большинства тех, кто производит надувные маломерные суда – это не только «работа на склад», подготовка заделов на период активизации рыболовной братии, но и время поиска новых концепций, новых форм и, конечно же, новых моделей. А первая «жидкая вода» лишь активизирует этот процесс.

И одним из лидеров в плане инноваций у нас в Питере, а может, и не только в Питере, является «АЛЬТАИР» с его новым корпусом, имеющим надувное дно низкого давления, выполненное по схеме «морской дротик». Подробно о пилотной серии этих лодок мы уже рассказывали на страницах нашего журнала за 2017 год.

Проведя анализ результатов своих прошлогодних продаж и вопросов, которые поступали в фирму от покупателей, в том числе и от покупателей потенциальных, разработчики компании задумались о существенном расширении линейки лодок с НДНД (надувным днищем низкого давления). Как выяснилось, очень востребованными оказались размеры 3600 мм – некий промежуточный между имеющимися 340 и 380 мм – и совсем большой. Таковым был выбран размер 4250 мм. Именно эти две лодки мы и увидели на Ижоре.

Не всё так просто!

Специфика проектирования лодок с НДНД состоит в том, что, в отличие от обычных «пайолок», номер с пропорциональным увеличением не проходит. Нельзя решить проблему простым удлинением баллона. Каждый элемент конструкции уникален и разрабатывается строго индивидуально. А потом уже днище и баллон сопрягаются, и подобное сопряжение также требует индивидуального подхода.

Специалисты из «Альтаира», что вполне естественно, продолжили традиции «морского дротика» и на этих корпусах, уж больно устойчивыми на курсе оказались лодки. Но, как я говорил чуть выше, каждое днище разрабатывалось строго индивидуально. Сначала несколько слов о судне размером 3,6 м. По ощущениям на лодку эгоиста она уже не тянет. С ней удобнее всего обращаться вдвоём. Да и размера кокпита вполне хватит для такого экипажа с рыбацким снаряжением. Она может позиционироваться как лодка для озёр и рек, скажем, Карелии. А если её чуть-чуть модернизировать, например поставив носовой тент для предотвращения забрызгивания встречной волной, прослушав прогноз погоды, на ней можно смело выходить и в прибрежное плавание даже на Балтике и на Ладоге. По крайней мере, при ветре до 7-8 м/сек. я бы выходил, не сомневаясь в её мореходных качествах.

Испытания

На воде мы увидели эту лодку под 4-тактным мотором «Сузуки 15». Для проверки ходовых характеристик были заготовлены винты с шагом 9’’, 10’’ и 11’’. Под всеми этими винтами экипаж из 4 человек выходил на глиссирование. А замена винта влияла лишь на максимальную скорость при минимальной загрузке. С винтом 11’’ удалось преодолеть рубеж 47 км/час, что для серийной лодки без оптимизации подвеса мотора очень достойный результат. Обводы лодки имеют высокое гидродинамическое качество, поэтому любые поездки при правильно подобранном винте будут вполне экономичными.

В сравнении с относительно небольшой «триста шестидесятой», «четыреста двадцать пятая» смотрелась очень солидным крейсером, причём как на берегу благодаря высоте на форштевне и баллону с переменным сечением от 520 на 490 (ближе к носу), так и на воде. Тем более что, идя навстречу пожеланиям потенциальных покупателей и проведя необходимые прочностные расчёты, разработчики поставили ещё и транец толщиной 35 мм в обрамлении «баджеровского трансхолдера». Такой транец рассчитан на использование моторов до 30 л.с., естественно, 4-тактных, вес которых может заметно превышать вес корпуса лодки.

На транце 40 л.с.

Для тестирования использовалась «Ямаха 40», что лишний раз подтвердило правильность всех прочностных расчётов корпуса. Винт, который был установлен на «Ямахе 40», а это был винт с шагом 11’’, оказался маловат для этого комплекта и буквально «выстреливал» на глиссер даже 4 весьма нехуденьких членов экипажа.

С этим мотором были проверены прочностные характеристики судна и управляемость, которые оказались выше всяческих похвал. Дальше увеличивать число членов экипажа не стали по причине отсутствия нужного количества спасательных жилетов. К тому же и так было понятно поведение лодки с подобным по весу и мощности мотором на транце. Но под этим мотором лодка ходить не будет – максимум по мощности для серийных лодок ограничен 30 л.с.

А как с 25-сильным мотором?

И примерно под эти параметры был подготовлен 4-тактный мотор «Ямаха 25» с винтом 12’’, который, несколько забегая вперёд, также можно назвать грузовым винтом для такого комплекта. Четыре человека на борту также быстренько разогнались и вышли на глиссирование. Рекорды скорости на «двадцатипятке» устанавливать не стали. И в завершение на лодку поставили ещё один 4-тактный мотор, но уже «Сузуки 15», и на нём провели испытания, используя разные винты: 9’’, 10’’ и 11’’. Лодка 425 своим поведением нас несколько удивила тем, что вне зависимости от шага винта и при наличии экипажа из 4 человек она выводила на глиссирование. Правда, темп выхода несколько отличался, что вполне естественно. Но за «тридцатник» она уходила во всех случаях. Для получения максимальной скорости под мотором 15 л.с., скорее всего, необходимо будет поставить винт с шагом 12’’ или даже 12,5’’. На винте 11’’ был небольшой перекрут, когда на борту находился один шкипер весом около 100 кг.

Естественно, после окончания испытаний были даны оценки и проведён небольшой «разбор полётов». Лодки, и это для нас очевидно, удались. Хотя, если будут внесены небольшие коррективы, касающиеся формы транцевой пластины, это должно улучшить их ходовые качества. Ещё есть время до начала сезона, и, скорее всего, на «БОТ-ПАРАДЕ», который запланирован на

21 апреля сего года, «Альтаир» представит свою ПРЕДСЕРИЙНУЮ лодку, уже с учётом того, что обсуждалось на первых ходовых испытаниях этого сезона. Более того, для тех, кому всё-таки хочется лодку не собирать, а просто надувать, но при этом есть сомнения в твёрдости днища, компания «Альтаир» в качестве опции готова предложить вариант жёсткого пайола на всех своих лодках с НДНД. Причём возможны разные варианты, начиная от условных 1-2 секций и заканчивая полным покрытием палубы жёстким настилом. То есть полноценный пайол, но без стрингеров. Линия вклейки днища в баллон усилена, все углы выполнены так, чтобы при накачивании лодки такой пайол вставал монолитно.

И, подводя промежуточный итог, можно сказать, что окончательная оценка за вами, уважаемые коллеги и эксплуатанты этих лодок. Необходимо отметить, что компания «Альтаир» благодаря опыту своих разработчиков в достаточно короткие сроки смогла создать интересную конкурентную лодку. Лодку, которую смогут по достоинству оценить и рыбаки, и любители езды с ветерком.

Владимир Колгин


Если лодку в размере 425 мы видели на выставке и дожидались её спуска на воду для теста, то размер 360 стал для нас полной неожиданностью, и конечно, создалась интрига. Первые же заезды показали, что лодка в данном размере унаследовала от своих собратьев 340 и 380 все плюсы и законно расширила модельный ряд.

Далее мы продолжили тест лодки в 425 размере. Результат не только удивил, но и направил наши мысли в русло размышлений о том, как данный корпус судна может эволюционировать. Судите сами: лодка практически не реагировала на увеличение загрузки, скорость не понижалась, только немного увеличивалось время выхода на глиссирование. Ещё большей неожиданностью для нас стало то, что при смене винта мы получали практически тот же результат, как и с предыдущим винтом!

По совокупности данных – а это высокая грузоподъёмность, отличные мореходные качества, незначительный вес для такого размера лодки, устойчивость на курсе, что непременно оценят те, кто любит «подорожить», просторный кокпит за счёт расширенной носовой части и великолепные показатели под 15-сильным мотором – можно утверждать, что компания «Альтаир» разработала отличное судно для рыболовов.

Андрей Спирин

Источник: Журнал “Петербургская рыбалка”