о маломерных судах

Немного об обязанностях и правах владельцев маломерных судов

Довелось как-то в прошлом году посетить южный берег Финского залива. Немного западнее дамбы, примерно напротив поселка Большая Ижора и чуть дальше в сторону Лебяжьего с целью «погонять» судака.

Места, понятное дело, всем отлично известные. В благоприятную погоду тут, на относительно небольшом пятачке, где сосредоточена основная часть рыбы, уже за пару часов до захода солнца сосредотачивается не один десяток, а то и пара сотен лодок.

Причём лодок самых разных. Начиная от катеров длиной 17–20 футов и заканчивая небольшими надувными лодками, оснащёнными небольшими 2–5-сильными моторами. Совсем незначительное удаление от берега в условиях тихой погоды делает такую рыбалку комфортной и относительно безопасной, поэтому и собирается такой количество лодок в одном месте. Понятно, что подавляющее большинство судов на этой акватории регистрации не подлежит и, естественно, номеров на борту не несет. Всё бы ничего, но, попадая в подобное скопление, начинаешь очень нервозно себя чувствовать. Дело в том, что, к сожалению, для довольно многих владельцев «нерегистратов» никакие правила поведения на воде и расхождения со встречными и попутными судами не писаны.

 

За один лишь вечер мне примерно раз десять «приехали» в левый борт шкиперы, которые и не догадывались, что правило «Пропусти помеху справа» действует также и на воде. Что пересекать курс под самым форштевнем также со своего правого борта – это не просто нарушение, а реальная подстава, которая чревата не только порчей собственных снастей и потерей приманок, но и повреждением, иногда и очень серьёзным, мотора судна, курс которого пересекают. Попадание и намотка рыболовного шнура под винт на гребной вал, почти в 100% случаев приводит к выходу из строя сальников, со всеми, что называется, вытекающими последствиями – повреждением шестерней редуктора. А если особо «повезёт», то и вертикального вала и, возможно, и маховика. Таких случаев в истории любого сервис центра в Питере вполне достаточно, чтобы об этом ещё раз сказать.

Я не думаю, что купивший велосипед или не подлежащее регистрации моторное средство передвижения по дорогам при выезде на городские магистрали не откроет Правила дорожного движения. Хотя бы чтоб ознакомиться с ними в общих чертах. А вот на воде вновь появившаяся, и причём довольно значительная, часть водно-моторной публики ознакомиться хотя бы в общих чертах с Правилами поведения при управлении маломерным судном не удосужилась.

В связи с этим хочется напомнить, что у любого шкипера, оказавшегося за румпелем или за штурвалом маломерного судна, не подлежащего регистрации (при управлении зарегистрированным судном в кармане должны лежать права, полученные по окончании курсов судовождения, и их это касается лишь в минимальной степени), кроме прав, есть и обязанности, и, если хотите, ряд ограничений. Часть из них определена производителями судов, которые устанавливают максимальную загрузку судна, максимальную мощность мотора, который может оказаться на транце судна. А также – максимальное удаление от берега или от места укрытия и максимальную высоту волны, при которой эксплуатация этого судна разрешается. Нарушение этих требований, естественно, останется на совести шкипера, но… лишь до поры до времени. Если произошла драма или, не дай Бог, трагедия, то отвечать придётся, уже невзирая на «незарегистрированность» судна.

Итак, какими же нормами права ограничено на воде поведение шкипера. Речь пойдёт пока только об административных нарушениях, за которые может быть наложено предупреждение или административный штраф. Открываем Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Хочу начать со статьи 1.5. Презумпция невиновности:

Вина должна быть доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.О каких случаях может идти речь? Они отражены в, пожалуй, единственной статье, которая в полной мере относится к шкиперам как зарегистрированных МС, так и «нерегистратов» – КоАП РФ, статья 11.7. Нарушение правил плавания:

2. Превышение судоводителем или иным лицом, управляющим маломерным судном, установленной скорости, несоблюдение требований навигационных знаков, преднамеренная остановка или стоянка судна в запрещённых местах либо нарушение правил маневрирования, подачи звуковых сигналов, несения бортовых огней и знаков – влечёт предупреждение, или наложение административного штрафа в размере от трёхсот до пятисот рублей, или лишение права управления маломерным судном на срок до шести месяцев.

На большинстве федеральных водоёмов и акваторий субъектов федерации никаких ограничений не вводится. Но на отдельных из них ряд ограничений вводит Приказ Минтранса России от 10.07.2013 N 235 «Об утверждении Правил движения и стоянки судов в Волго-Балтийском бассейне внутренних водных путей Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 16.09.2013 N 29961). Нас, водномоторников, касается пункт второй этого документа. Он гласит: Движение судов габаритной длиной менее 20 метров, спортивных парусных и прогулочных судов вблизи пляжей, районов массового отдыха населения на воде разрешается со скоростью не более 12 км/час, а в акваториях речных портов, на искусственных каналах, в пределах границ населённых пунктов, рейдов, в районах стоянок судов – со скоростью не более 15 км/час.

 

Для большинства рыбаков-любителей, предпочитающих рыбалку на юге Ладоги или Онеги, такими искусственными каналами будут обводные каналы Ладоги (причём как новый, так и старый) и Онеги. Контроль за соблюдением скоростного режима на этих водных артериях возложен на ГИМС МЧС. В этом же пункте КоАПа упоминаются «огни» и «знаки». С этого года введено новое требование. Все зарегистрированные суда либо на флагштоке, либо на бортах должны нести Национальный Флаг.

С огнями всё несколько сложнее. Пользование ими регламентируют Правила плавания по внутренним водным путям (ППВВП) России (Приказ от 14 октября 2002 г. N 129 «Об утверждении Правил плавания по внутренним водным путям Российской Федерации). Выделю лишь то, что непосредственно касается огней. Во-первых, это интервал, когда они должны быть включены.

47. Требования, относящиеся к огням, должны соблюдаться от захода до восхода солнца (ночью). При этом не должны выставляться другие огни, которые могут быть ошибочно приняты за предписанные настоящими Правилами, ухудшать их видимость или служить помехой для наблюдения.

 

56. Судоводителям запрещается использовать осветительные устройства и прожекторы, если они могут вызвать ослепление, создающее опасность или помехи для судоходства.

69. Самоходное маломерное судно должно нести
– топовый огонь;
– бортовые огни;
– кормовой огонь.
Бортовые огни могут быть скомбинированными в одном фонаре, расположенном по оси судна в носовой части.

В судовом билете регистрируемого комплекта это всё указано, но и для не регистрируемого это обязательное требование, установленное законодателем. Скорее всего, на владельца «нерегистрата» не будет наложен штраф, но его на совершенно законных основаниях могут просто попросить «покинуть тусовку» любителей ночной ловли судака. А ведь топовый круговой белый огонь мог бы легко решить все проблемы…

Источник: Журнал “Петербургская рыбалка”