о маломерных судах

Об оснащении маломерных судов

Редко какой новоиспечённый владелец маломерного судна после нескольких выходов в море и общения со своими коллегами не захочет внести те или иные изменения, а точнее, дополнения в конструкцию и оснащение своего плавсредства. Когда первая эйфория от передвижения по воде оказывается далеко за кормой, приходящие мысли начинают формировать облик лодки и её кокпита по образу и подобию своей квартиры. Ведь по сути даже небольшой корпус – это место довольно длительного пребывания человека. И этому человеку наверняка захочется и повышенного комфорта, и, если владелец Рыбак, нормальной эргономики.

По этому пути прошли уже сотни тысяч, если не миллионы коллег, и проторенная тропа уже очень широка. Накопленный опыт стал достоянием многих. Кто-то дорабатывал лодку, исходя из собственного разумения, собственными силами. А кто-то решил воспользоваться услугами многочисленных производителей этих лодок, а также сервис-центров и тюнинг-ателье. Некоторые из таких полезных мелочей уже отработаны и многими производителями, что называется, поставлены на конвейер.

Какие-то находятся в стадии испытания или доведения до промышленного образца. Отследить по сайтам производителя, по проспектам-каталогам и тематическим выставкам всё многообразие подобных изделий весьма проблематично. Но какие-то наиболее интересные и значимые, особенно из новых разработок, будут представлены чуть ниже.

Компания «Петросет», являясь дилером широко известного в водномоторных кругах бренда Yamaha, имеет в своём активе сразу несколько модификаций ПВХ-корпусов – Yamaran, Silverado и Nordic. Поэтому в целях максимального обеспечения запросов покупателей своей продукции у них один из самых широких ассортиментов всевозможных аксессуаров и приспособлений для повышения комфорта находящихся на борту. Это касается как приспособлений для рыбалки, так и обеспечения комфорта. Здесь я имею в виду всевозможные бортовые сумки, сумки под банки и мягкие накладки на банки.

 

Несколько иной путь в развитии вспомогательного оборудования выбрала в качестве магистрального компания «Флагман». В целом закончив с отработкой и доведением до надлежащего уровня основных решений по V-образным обводам корпусов с надувным дном низкого давления и подготовив солидный запас опционных вещей для обустройства кокпита, которые удовлетворят запросы самого взыскательного покупателя, конструкторы направили свою мысль на отработку обводов, новых для себя, скеговых, катамаранных конструкций. Но пошли во многом своим путем, не занимаясь фотографическим копированием уже созданных корпусов, привнеся в конструкцию свои свежие идеи.

По мнению разработчиков компании, катамаран на встречной волне и особенно при увеличенной полезной нагрузке будет значительно уверенней выходить в режим глиссирования при установке дополнительного скега вдоль ДП судна. Он расположен только в носовой части, что позволяет несколько улучшить всхожесть на волну, уменьшить лобовое сопротивление при ходе в водоизмещающем режиме и уменьшить брызгообразование за счёт оптимизации формы скега, которую ему придаёт треугольный профиль.

 

Ещё одной новинкой в конструкции их корпусов является установка по обоим бортам дополнительных балластных ёмкостей, которые увеличивают поперечную остойчивость судна как в статике, так и в движении. Это обеспечивается за счет системы самоотливных или регулируемых клапанов. Обладатели лодок «Флагман» с катамаранными обводами уже сумели по достоинству оценить эту новацию. На некоторых моделях с катамаранными обводами производитель устанавливает дополнительный баллон, который выполняет функции фальшборта. Парусности лодки он, несомненно, добавит, но, с другой стороны, при ходе бортом к короткой волне заметно снизит количество брызг, которые могут попасть в кокпит.

И ещё один шаг компании «Флагман» по пути совершенствования скеговой конструкции – носовая аппарель. По крайней мере, именно так значится в документах. Хотя, на мой взгляд, это скорее попытка придания лодке автокомпоновки – оформление некоего бака. В целом конструкция достаточно интересная, учитывая, что она устанавливается поверх немного скошенных к носу элементов фальшборта, тем самым образуя площадку с небольшим наклоном вперёд. Вода и брызги будут скатываться, не попадая в копит. Да и под этим укрытием вполне разместятся вещи, которые желательно держать на борту сухими в любую погоду.

 

Компания «Альтаир» определила свои приоритеты в совершенствовании конструкции и дельных вещей на борту своих лодок. Первое – это появление вставки высокого давления (Airdeck), представляющей собой альтернативу жёсткому пайолу. Остаётся надеяться, что разработчиками компании продумана концепция фиксации этой вставки в распор между баллонами, с тем чтобы при ходе на волне из-за ударов по днищу, она оставалась на месте.

Учитывая, что будет некоторая потеря общей жёсткости конструкции, такая модификация существенно упростит процесс сборки лодки и заметно снизит общий вес лодки. Подобное нововведение предназначено для установки на небольшие лодки до «360 ПРО» включительно.

Говоря об этой компании, нельзя обойти вниманием тот факт, что серийная лодка «Джокер 370 R» впервые в истории, и пока единственная среди ПВХ-лодок с жёстким пайолом, приняла участие в Ледовой гонке (4 ноября, Санкт-Петербург) и, показав достаточно высокую среднюю скорость на дистанции, очень неплохо смотрелась в сравнении с другими корпусами, которые вышли на дистанцию.

Так как среди пользователей лодкой имеются многочисленные охотники, то по многочисленным заявкам компания разработала и запустила в серию маскировочный чехол. Он служит для маскировки лодки в прибрежной части водоема или на берегу. Позволит замаскировать и сделать незаметной лодку вне зависимости от её базовой расцветки. Разнообразие расцветок камуфлированной ткани поможет подобрать оптимальную цветовую гамму для любых условий её стоянки, будь то лес или стенки тростника. Также чехол служит для защиты баллона лодки от загрязнения и неблагоприятных внешних факторов.

На волне подъема общественного интереса к корпусам с НДНД, в компании завершается разработка собственной модели, которая к открытию сезона должна быть запущена в серию.Жизненным кредо «Альбатроса», если так можно выразиться в отношении производственной компании, является качество изготовления продукции. Причем, это проявляется во всем: и в совершенных с точки зрения гидродинамики обводах корпусов, и в безупречном выполнении клеевых соединений, ну и конечно, внешний, нарядный вид готовой продукции. Несмотря на то, что компания еще совсем молодая, но мнение о ее продукции, которое сложилось в рядах водно-моторного сообщества, очень высокое. Пока завершена отработка конструкции и дельные вещи, которые можно установить на лодке, подбираются у конкурентов, но тем не менее, уже есть и одна отличительная особенность.Своим фирменным знаком, который делает лодки с изображением альбатроса узнаваемыми, является носовой якорный рым, или, говоря другими словами, роульс, который позволяет отдавать якорь и шкиперу, и матросу, не вставая со своего места. И даже носовой тент, который идёт как опция, уже изначально «заточен» именно под такую конструкцию носового баллона.

Говоря о различных доработках судов и тюнинге, особо стоит отметить компанию «Посейдон». Ведь именно благодаря ее идеям и разработкам, сейчас так насыщен рынок всевозможных приспособлений, которые и упрощают жизнь на борту надувных лодок, и создают необходимый уровень комфорта. Что называется, с лёгкой руки конструкторов этой компании в обиходе появились такие термины, как УКБ (универсальный крепёжный блок) и транцевые шасси. Хотя разработок было значительно больше, именно «Посейдон» первым выпустил на рынок всевозможные наборы для самостоятельного творчества любителей водных прогулок. И я не случайно обозначил именно их. Казалось бы, эти дельные вещи известны уже не один год и чего в них можно обновлять и совершенствовать? Но, тем не менее, пытливый конструкторский ум совершенствует идею и, в том числе, внедряя новые материалы.

 

То же касается и шасси. Конструкция доработана, трудоемкость, трудозатраты на изготовление комплекта и, соответственно цена в новом изделии, будет заметно ниже. Но с точки зрения функциональности, новинка ничего не потеряет, а скорее, наоборот. По словам директора компании С. В. Мнёва, премьера нового варианта колёс пройдет одновременно с первым публичным показом новой модели лодки «Викинг 350», который должен состояться уже в ближайшее время – с первыми разводьями на акватории Невы. О сроках проведения этого тест-драйва компания объявит дополнительно.

В прошлом году в ассортименте полезных вещей для лодок компании появился и синтетический коврик, закрывающий пайол и, благодаря своим форме и структуре, образующий небольшую ванну. Приятная и нескользящая поверхность этого материала в теплую погоду позволит находиться на борту без обуви. А в холодный сезон явится своеобразным адсорбентом песка и любой грязи, которая может быть занесена на борт при швартовках на необорудованном берегу. И владельцу лодки не нужно будет после рыбалки тратить много времени для мытья корпуса и пайола – достаточно ополоснуть лишь коврик и его просушить.

Большинство производителей лодок своими возможностями по доработке и тюнингу лодок в целом удовлетворяют многочисленным и разнообразным запросам любителей водных путешествий, рыбалки и охоты. Но и среди самих эксплуатантов этих лодок находится немало любителей что-то сделать своими руками, о чём мы поговорим уже в следующий раз.

Владимир Колгин

Источник: Журнал “Петербургская рыбалка”