о лодках

Карманный крейсер

Практически любой, кто использовал на большом водоеме для отдыха надувные Петербургская рыбалка
пвх-лодки, на личном опыте знает простое правило: при доставке к водоему и сборке, чем меньше и легче лодка, тем лучше.
А как только она спущена на воду, хочется совершенного противоположного, чтобы в ней было просторно, удобно и чтобы она была максимально мореходной. Потому приходится искать компромисс между одним и другим, что неоднократно приходилось делать и мне.
Первое, что приходит на ум: хорошо бы иметь не одну лодку, а две. Но иметь в арсенале лодочный «парк» большинству из нас не позволят финансовые возможности, а также трудности хранения, содержания и обслуживания. Так я пришел к тому, что лодка у меня должна быть в единственном экземпляре, т.е. быть максимально универсальной.
После этого был долгий выбор размера лодки. За много лет получилось перепробовать «надувастики» размеров от
290 см и до 450 см. «Крайние» значения этого ряда бывали недолго, только чтоб попробовать, а вот лодки в диапазоне длин 360-420 см – вот такие использовал в течение нескольких сезонов подряд. Что касается производителей, тут тоже было немалое разнообразие: «Баджер», «Флагман», «Мнев», «Посейдон», «Альтаир»…, в том числе и разных моделей.
Конечно, лодкостроение прогрессировало, и с годами на них появлялись различные новые технические решения, одно из которых, стало знаковым – это появление надувного дна низкого давления (или НДНД). Преимущества НДНД, а также его минусы хорошо известны. «Плюсы»: простота сборки и разборки, легкость корпуса лодки в целом, неплохая мореходность. «Минусы»: чуть более высокая стоимость, большая неразделенная масса так называемой «шкуры», необходимость закачивать большие объемы воздуха и, наконец, меньшая «твердость» пола. Последний, пожалуй, вызывает набольшие споры между сторонниками и противниками такой конструкции… Кто-то говорит, что: «на НДНД вообще невозможно нормально стоять», а другой – что: «нет отличия от классических твердых пайолов»! Истина же находится где-то между крайностями и может ощутимо сдвигаться в зависимости от требований конкретного человека… В моем случае вышло так, что я навсегда стал твердым приверженцем НДНД: удобство сборки-разборки такой лодки для меня с лихвой перевесило все его «негативы»…   

Примерно 5 лет назад я стал обладателем очередной своей лодки под названием Альтаир-380 нд, при этом не переставая использовать с напарником по рыбалке лодку Флагман-420 нднд. И, признаюсь, обе эти лодки мне нравились, хотя, конечно, и имели некоторые некритичные (для меня) недочеты. Не раз приходилось эти лодки сравнивать. И тут радость от замечательного веса и быстроты сборки.

Альтаира-380 нд убывала, когда на воде начинала подниматься крутая волна с брызгами. В этот момент очень хотелось, чтобы лодка становилась больше. А после того, как мы собирали на берегу тяжеленный Флагман-420 нднд, который только что прекрасно проявил себя в шторм, хотелось другого – чтобы лодка стала полегче, переносилась и загружалась в авто быстрее…
Как быть? Первый вариант ответа оказался в области «математики», представляя из себя среднее между длинами лодок, а именно – 400 см. Но насколько на практике реально то, что хочется в мечтах: «легкая» и «большая» одновременно? Ответ на этот вопрос тогда висел в воздухе, а позже стал реальностью в виде новинки 2020 года – лодки Альтаир-400 нд. «На бумаге» она выглядела почти идеально, и, само собой, я не смог от нее удержаться.
«Карманный крейсер» – такое первое впечатление производила новая лодка в собранном виде. Ее габариты и масса, на мой взгляд, еще оставались в каких-то  разумных пределах, а на воде она уже не выглядела «малышкой», являя собой очень серьезный размер… Некоторую «нехватку» длины («на воде» все равно всегда хочется иметь лодку «по максимуму») получилось компенсировать докупкой носового тента. А он к тому же принес несколько практических удобств, например, защиту от брызг с носа, а также возможность держать вещи там сухими, даже при небольшом дожде… При этом на ходу лодка ярко проявляла лучшие черты знакомых мне: скоростные характеристики и управляемость как у «Альтаира-380нд») и мореходность, как у «Флагмана-420нднд».
Пробовал новую лодку с довольно разными моторами: 2-тактным «Suzuki»
15 л.с. и его 4 –тактным собратом мощностью «всего» 8 л.с. В обеих случаях при загрузке в 3 человека достигался уверенный выход на глиссирование. Отличалась лишь максимально достигаемая скорость: при
15 л.с. – около 32 км/ч, при 8 л.с. – 25 км/ч. Если оставаться в лодке одному, скорость тут же подрастала примерно на +4-5 км/ч.
Но не только скорость важна для лодки, которая используется, например, для рыбалки. Там еще должно быть достаточно простора, как для экипажа, так и для их рыболовного снаряжения, которое обычно занимает не так уж мало места.  «Достаточность» места в пвх лодке, конечно, вещь субъективная, потому просто скажу: экипажу из 2 человек в этой лодке будет удобно. Можно и втроем, но это уже на пределе.
Толстый баллон лодки диаметром в
53 см создает дополнительную уверенность на водоемах, где бывает сильное волнение. Для кого-то будет важным тот момент, что производитель допускает установку на лодку мотора аж в 30 л.с.!
Это указывает одновременно на два фактора: первый, что в ней заложена соответствующая прочность, и второе, что можно получить скорости выше, чем достигнутые мной при тестировании на «слабых» моторах. Петербургская рыбалка
Главным же «недостатком» новинки считаю в настоящее время ее относительно высокую цену…  Но это «беда» сейчас очень многих лодок. Потому остается только копить или смотреть на сайте производителя всяческие «акции».
Вам «не зашел» Альтаир-400 нд? Допускаю такое, так как запросы к лодкам у всех разные…  Ищете тогда свой вариант, читайте обзоры, покатайтесь на лодках друзей, оцените ваш водоем –  все это вместе, тщательно проанализированное, позволит вам найти именно вашу лодку.
Сергей Туманов
Источник: Журнал “Петербургская рыбалка”