о винтах

Винты для лодочного мотора

Как бы всем водномоторникам хотелось поставить жирную точку, в теме подбора винта

«закрывшись» фразой – у меня стоит штатный винт. А что в нем «штатного»? Ситуация на рынке изменилась, винты с клеймом Made in Japan и истинно японского производства в стоке встретить сейчас крайне сложно. Эта одна сторона, но есть другая.

Тандем лодка плюс мотор в зависимости от поставленных задач требует индивидуального подбора винта. Поставленная задача

Каждый ставит эти задачи перед собой сугубо индивидуально, а учитывая, что для среднестатистического водномоторника «штатный» винт, полученный при продаже, может на длительный период задержать в «дреме» восприятие истинной картины.

Судите сами. Пример, на рыбалке чаще всего мы сталкиваемся с тремя типовыми задачами.

ПЕРВАЯ. Перемещение на лодке большого количества груза(во время путешествия в отпуске).

ВТОРАЯ. Марш бросок по воде на пару десятков километров с загрузкой два пассажира плюс запас топлива и немного вещей. Такая загрузка это 80% жизненных ситуаций, и здесь можно применить термин – частотная загрузка. По аналогии со словарем. Мы в обиходе используем порядка 1500-2000 часто употребляемых слов, из них составляют частотный словарь. А в нашей ситуации это частотная загрузка.

ТРЕТЬЯ. Дорожка, троллинг это режим, при котором надо поддерживать небольшую скорость судна, и для всех «небольшая» – имеет разное значение. Для одних это 2,5км/ч, а для других и 4 км/ч уже является приемлемой.

Для оптимального выполнения всех трех задач требуется подбирать свой винт. Но большинство рыболовов, нагружают мотор и не экономят топливо, используя только штатный винт. В машине есть коробка передач, и ни кому не придет в голову двигаться по КАД на первой передаче, или ехать по бездорожью на пятой. А вот неправильно использовать технику, перемещаясь по воде на лодке – случаев великое множество. Сказывается отсутствие информации и алгоритмов для правильного решения поставленной задачи. Аргумент, что от приобретения запасного(и возможно оптимального) винта останавливает его стоимость – несерьезен. На воде при поломке, в отличие от суши, нет возможности, захлопнуть с размаху дверь, с возгласом «надоело» и вызвать такси. С водой нужно быть на «Вы». И с возникшими на воде трудностями придется разбираться скорее всего своими силами. И возможно, что цена эвакуации может троекратно превысить стоимость запасного винта.

А что нам предлагает рынок?

ВО-ПЕРВЫХ, надо определиться с подбором винта, и, как правило, первый на кого ляжет это ответственное мероприятия будет продавец в магазине. Хорошо если он разбирается, и у него будет желание вникнуть в вашу ситуацию, а если нет?! Поэтому, лучше обращаться с данным вопросом магазин, специализирующийся в этой области, и имеющий имя и положительную репутацию.

ВО-ВТОРЫХ, надо хорошо осознать, что надпись на винте говорящая о его шаге и диаметре может не соответствовать действительности. Приобретая такой винт, вы сами будете заблуждаться, и других введете в заблуждение. Поясню. Для проверки шага винта его необходимо положить на шаговую горку, и только после этого идти к кассе и его оплачивать. Как вы понимаете такая ситуация – утопия. Шаговых горок в магазине нет, и тогда придется полагаться на данные полученные от производителя винтов. Все заверения продавца в магазине легко проверить, достаточно предложить ему лично, со своими паспортными данными взять на себя гарантию об истинности надписи на винте с письменным оформлением. Уверяю вас, на данном этапе, пыл и запал исчезнут у него бесследно. Поэтому можно верить только тем производителям, которые имеют не только культуру производства, но и соблюдают геометрию, изготавливая винты в соответствии с нормативными документами и стандартами, и уже состоялись на рынке как надежные и проверенные производители.

Стальной или алюминиевый?

Стальной винт, как правило, ставят на скоростные суда, где у него есть очевидное преимущество для достижения высокой скорости. Он меньше боится кавитации и соленой воды и имеет минимальную толщину лопасти. Такие лопасти имеют меньшие потери на трении, а значит больший КПД. Но перед тем как его приобрести, необходимо для себя уяснить, что при ударе такого винта о препятствие или камень пострадает в первую очередь редуктор и вал мотора. Возможно, вероятность ремонта двигателя и стоимость такого винта остановят горячие натуры от необдуманного шага по его приобретению. Алюминиевые винты имеют наибольшее распространение. Они бывают двух-, трех-, четырехлопастные. Двух лопастные можно увидеть у гонщиков, с ними ставят рекорды на воде. Трехлопастные имеют оптимальный набор положительных качеств, и, пожалуй, они более универсальные по решению большинства задач. Четырехлопастные известны всем как винты, дающие больший упор и более сбалансированную с минимальными вибрациями работу двигателя. Упор винта особо ценен, когда таскают за собой лыжника, или другие водные «забавы и аттракционы» или надо «вытащить» лодку в режим глиссирования, преодолевая горб сопротивления с минимальными затратами лошадиных сил у двигателя. А отсутствие вибраций на румпеле оценят рыболовы-любители практикующим метод ловли рыбы «дорожкой».

Что делать если винт получил повреждение?

Если винт алюминиевый, то чего точно не надо делать, так это стучать по нему молотком. Лопасть, безусловно, примет приемлемую форму, но на молекулярном уровне металл получит разорванные связи с потерей пластичности. И в дальнейшем разрушение металла пойдет в разы быстрее.

Ремонт или покупка нового?

Вероятно, что рано или поздно такой вопрос будет задан себе или друзьям, при обращении к ним за советом. Покупка винта имеет меньшие временные затраты, но большую стоимость. И не каждый мастер сможет при восстановлении вернуть лопасти нужную форму и геометрию, но и выставить ее в соответствии с шагом. И винт после ремонта надо покрыть краской и лаком, с последующей балансировкой. Тут каждый сам решит для себя, что ему выгоднее.

Если винт был изготовлен на хорошем производстве и имеет хорошую родословную, то имеет смысл продлить ему жизнь.

Источник: Журнал “Петербургская рыбалка”