о лодках

О безопасности плавания осенью

Первые долгосрочные прогнозы вселили оптимизм в любителей зимней рыбалки, которые уже начали доставать с полок и антресолей свой инвентарь и готовить его к сезону. Но, очередная волна теплого воздуха, обрушившаяся на наш Северо-запад и уже минусовые температуры отодвинулись к середине, если не к концу ноября.

Продолжая сезон открытой воды

А это значит, что летняя рыбалка для любителей подобного экстрима, может быть еще продолжена. По крайней мере, навигация для «маломеров» пока не закрыта и там, где разрешено хождение и рыбалка под моторами, такие рыбаки не будут нарушителями. Несколько слов о том, что следует иметь в виду, отправляясь в подобное путешествие. К каким неожиданностям следует быть готовым.

Подбор одежды

Начну с одежды…Учитывая, что на улице температура около 0С, а у самой воды не намного теплее, одеваться стоит также, как и на обычную зимнюю рыбалку и даже несколько теплее. Особенно, если учесть, что при нахождении на льду, можно и побегать вокруг лунки, просверлить для согрева несколько лунок. В лодке, особенно небольшой, активно подвигаться весьма затруднительно. На льду все-таки воздух значительно суше, а над открытой водой постоянная 100% влажность и при малейшем понижении температуры выпадает роса или даже появляется обледенение. Поэтому, не забывая одеть спасжилет(который греет), а на теле формируем слои из термобелья, флиса и мембраны. Обязательно используйте «пенку» на банке и желательно сидеть только на ней. На ноги сапоги с хорошими, активно поглощающими влагу, вставками и термоноски. Ведь и ногами активно подвигать вряд ли получится. Очень хороший выбор, на мой взгляд, это сапоги из ЭВА. Их вес минимален, и комфорт пользования ни с чем не сравним.

И, пожалуй, одна из самых важных деталей одежды, потому как очень специфичная. Это перчатки, причем обязательно, перчатки неопреновые. Ибо только они обеспечивают длительный комфорт руке в условиях холода и высокой влажности, не лишая при этом возможности выполнять работу даже с относительно мелкими предметами. Ну, а шапку желательно иметь с некоторым запасом по водостойкости и с возможностью плотно закрывать уши.

Технические вопросы

Дальше о моторе…Как правило, оптимально настроенные импортные двигатели, отлично заводятся и при минусовых температурах. Автору статьи приходилось с ними обращаться, когда температура опускалась и ниже -15С. Единственный момент, это грамотная работа грушей, «подсосом» , ну, и дать мотору чуть подольше прогреться, перед включением передачи и полного газа. Как правило, в процессе эксплуатации никаких проблем не возникает. Карбюратор небольших двигателей устроен так, что он немного прогревается при работе, чего не скажешь об отечественных двигателях. Их владельцы в такую погоду без вязальной спицы на рыбалку не ездили. Только с ее помощью можно было убирать наледь в диффузоре карбюратора, помогая ему «нормально дышать».

На что стоит обратить особое внимание? На состояние гребного винта и его демпфера. Если придется идти, разбивая даже не толстый лед до 2 см, то изношенные «потроха» винта могут доставить массу проблем. То же самое может быть и с винтами, которые фиксируются на валу при помощи шпонки, правда, это все маломощные моторы. Но, отправляясь на экстремальную рыбалку, стоит набрать большой запас шпонок .

Если предстоит преодолевать довольно толстый лед до 2 см, то имеет смысл, чтобы поберечь винт и немного изменить сопротивление корпуса, перевести мотор в мелководный режим и на малом газу проходить препятствие.

А если с ночевкой?

Несколько раз довелось бывать на подобных рыбалках, да еще и с ночлегом. Думаю, что многие содрогнуться, представив себе ночлег практически на улице при минус 10-15 градусах. Мы тогда не предполагали, что так резко может упасть столбик термометра и что акватория покроется слоем льда. Превращаться утром в «челюскинцев» и зимовать до весны на Балтике мы не хотели, поэтому завели мотор и пошли искать проход на чистую ото льда воду. Легко завести мотор получилось потому, что он ночевал на транце лодке и был в вертикальном положении опущен в воду. Помпа находилась в воде, вода из мотора почти вся ушла, поэтому , никаких пробок в системе охлаждения мы ПОЧТИ! не получили. Правда, после запуска мотора, вода из «контрольки» пошла не сразу. После 15-20 секунд работы мотор выключили, чтобы «голова» мотора равномерно прогрелась. Повторный запуск минуты через 2 и все заработало в штатном режиме. А вот у коллег, ночевавших по близости, возникли серьезные проблемы. Они мотор с транца сняли и положили в предбаннике палатки. Как воду из него не сливай, все равно остатками крыльчатку в корпусе прихватит. Хорошо они еще не стали сразу применять «всю силушку молодецкую», поняв, что за маховик не провернуть и надо как –то выходить из положения.

Поэтому пришлось коллегам немного помочь. Открытый огонь в данной ситуации может сильно повредить лакокрасочное покрытие, а вот благодаря нагреванию в емкости с теплой водой, помпу согреть все же получилось. Правда, только через несколько часов: пока развели костер, пока в консервных банках, найденных на берегу нагрелась вода… Мы уже отъезжали, полностью укомплектовав машину рыбацким снаряжением, а они только прибыли к берегу и в двух словах рассказали о своем приключении.

ПВХ лодка и минус за окном

Ну и о лодке… Производители специализированных тканей из ПВХ определяют нижний порог, когда изделие! может эксплуатироваться, примерно от -3 до – 7 градусов. Эти данные я взял из справочников примерно 5-ти летней давности. Сейчас, вполне допускаю, что в эти цифры могут быть внесены какие-то небольшие коррективы. Но, в целом порядок понятен.

То есть, при этой температуре, лодку еще можно спокойно приготовить к плаванию и после него, также спокойно свернуть, не переживая за состояние материала. Если же температура опустилась ниже обозначенных цифр, то возможны варианты с «заломами» материала. И никто уже не даст гарантии, процесс обратимый или это уже навсегда, или даже насквозь…Поэтому, отправляясь на подобную экстремальную рыбалку , такое свойство материала стоит иметь ввиду.

Меры предосторожности

Мне неоднократно приходилось сталкиваться с подобными явлениями и вот какой вывод я для себя сделал.

1. Если лодка хранилась в тепле, а готовится к плаванию уже при минусовых температурах, это не страшно. При сборке материал не успевает замерзнуть и за 15-20 минут сбора с лодкой ничего не произойдет. А вот при возвращении, если минус не отпустил, уже возможны варианты. Прежде всего, стоит иметь в виду следующее. Что при минусовых температурах несколько понижается эластичность ткани ПВХ и сложить «шкуру» в такой же объем вряд ли получится. Если в машине дефицит внутреннего объема, то могут быть проблемы с размещением лодки в салоне. Самый простой путь в этой ситуации, лодку не собирать, а надутом состоянии везти уже домой. И сборкой и упаковкой заниматься уже при плюсовых температурах. Для таких поездок, конечно, больше подходит прицеп, на котором путешествует накаченная лодка. Для пайольных конструкций это особенно актуально, что не придется искать киянку, чтобы освободить примерзшие стрингеры. Хотя и для владельцев лодок с надувным дном не всё так радужно. За счет многочисленных перегородок в днище, упаковка заметно увеличивается в объеме.

2. Взаимодействие ПВХ материала и льда. Многочисленные рыбалки и тестирование различных моделей лодок в условиях ледяного поля, позволяют говорить, что ПВХ ткань и неармированный профиль, чистого льда не боятся. И взять за правило при подходе к берегу маневрируя – причаливать аккуратно и на кромку льда не наезжать. И если во льду что-то оказалось твердое, а это может быть и кусок дерева и кем-то брошенное стекло может сильно повредить баллон лодки или ее днище. Поэтому, если доведется работать ледоколом, то сажайте на нос впередсмотрящего…

3. И еще один момент, какая толщина льда критична для плавания. На испытаниях удавалось пробиваться, если лед не толще 25 мм. И то, с условием, что лодка колет лед уже не форштевнем, а забираясь на кромку всем весом, как ледокол. Поэтому, при таком режиме передвижения не стоит рассчитывать на какую-то большую скорость. А если лед имеет толщину в пределах 14 – 18 мм, то лодка достаточно спокойно через него идет.

И в завершении хочется сказать следующее. Плавание во льду – затея далеко не безопасная. Особенно в местах, где не очень часто появляется человек. Если, чуть- чуть, что называется, зевнуть и лед наберет 30 мм толщины, то без серьезного корпуса его не взломать. Но в то же самое время, он не держит человека.

Владимир Колгин

Источник: Журнал “Петербургская рыбалка”