Без категории

Винты – «блондинки»

Читая на водно-моторных интернет-форумах отзывы участников об опыте использования винтов той или иной фирмы, мы обнаруживаем очень разные оценки работы изделий с казалось бы равными заявленными геометрическими параметрами. Мол, тот винт «гребет», а этот – нет.

У пытливого читателя возникает вопрос: в чем выражается разброс в качестве, чем он вызван? Ведь цена «оригинального» и «аналогичного» винтов одинаковой конструкции может отличаться чуть ли не вдвое, и естественно желание платить за результат, а не за имя.

Давайте выясним, от чего вообще говоря зависит результат. Ведь винт – не бог весть какое сложное изделие, в нем нет никакой магии, только технология, достаточно или недостаточно совершенная. Опыт специалистов говорит: главная причина появления «негребучих» винтов – отклонения в их геометрии и несоответствие реальных геометрических параметров паспортным. Подобно блондинкам из анекдотов, они оказываются на самом деле не тем, кем пытаются выглядеть.

Два главных параметра винта – его диаметр и шаг.

Диаметр измеряется по концам лопастей и исключительно сильно влияет на момент, требуемый для вращения винта, а значит на потребляемую от двигателя мощность. Диаметром нельзя «разбрасываться», не рискуя потерять правильное соответствие винта мотору, поэтому типоразмерные ряды винтов, подходящие к моторам одной мощности, выстроены в первую очередь именно по этому параметру. Шаг характеризуется углом установки лопастей по отношению к плоскости вращения винта и измеряется расстоянием, проходимым через условную неподатливую среду за один оборот винта. Он влияет на «тяжесть» винта менее жестко, его можно подбирать в пределах типоразмерного ряда, добиваясь наилучшего соответствия винта мотору, лодке и типичной нагрузке. Эти геометрические параметры, как правило, пробиваются на лопасти в числовом дюймовом выражении, и они определяют паспортное «лицо» винта.

 

Как в дамском паспорте фото не всегда совпадает с реальной внешностью, так и не у всякого винта реальные геометрические параметры совпадают с прописанными. Они в первую очередь сказываются на степени «плохости» более дешевых винтов, которые «не гребут». Поле несовершенств безгранично, но можно выделить основные виды их проявления.

1. Отклонения реальных значений диаметра и шага от заявленных. Вы смотрите рекомендованные значения по специальным таблицам, ставите выбранный винт и обнаруживаете, что мотор либо перегружен, либо перекручивает, а достигнутая лодкой скорость меньше, чем у соседа по стоянке, у которого стоит фирменный более дорогой винт. Просто замерьте реальные значения параметров вашего винта – и все встанет на свои места.

2. Разброс реальных значений главных параметров в пределах одного винта. И если разница в диаметре по концам каждой из лопастей – ситуация скорее умозрительная, то неравномерность местного шага лопасти по ее длине встречается намного чаще. С этим разберемся далее.

3. Несовершенство профиля лопастей, тупые кромки и избыточная их толщина, дисбаланс вследствие перекоса посадочной втулки. Они помимо повышенной вибрации при вращении могут вызвать раннюю кавитацию лопастей, сопровождающуюся потерей упора и ускоренным износом. Эти несовершенства легко распознаются визуально и на ощупь, поэтому не будем на них останавливаться.

Измерить диаметр легко, с этой задачей справится и школьник. Просто положите винт на ровную плоскость – лист фанеры или чертежной бумаги. Найдите центр втулки, измерьте расстояние от него до конца каждой из лопастей, приставив к ним школьный или строительный угольник. Среднюю длину, измеренную в миллиметрах, умножьте на 2 и разделите на 25.4 – получите дюймовое значение диаметра винта.

Замер шага – задача чуть более сложная. Для ее решения воспользуйтесь методом из книги «Моторная лодка» Л.Л. Романенко и Л.С. Щербакова. На той же плоскости прочертите циркулем окружность радиусом в 60% от радиуса винта и совместите центр ступицы с ее центром (см. рис.). Затем поставьте на окружность тот же строительный или школьный угольник и измерьте высоты входящей и выходящей кромок h1 и h2 от основной плоскости на уровне нагнетающей стороны у всех лопастей винта, а также измерьте транспортиром угол a на плоскости между направлениями из центра на контрольные точки замера. Подставьте значения в формулу: H = (h1 – h2)∙360°/a

Полученное значение в миллиметрах разделите на 25.4 – получите его дюймовое выражение. Сравните значение H для каждой из лопастей, оцените разброс.У хорошего винта вы разницу не уловите. Это будет реальный шаг винта, который должен быть близок к номинальному, паспортному с точностью до нескольких процентов.

Затем проделайте измерения шага для других радиусов, например 30%, 70%, 85% от максимального. Местные шаги должны совпадать с номинальным в пределах технической точности. Если это не так – значит у вас контрафактный винт, профиль которого получен не расчетом и инженерным моделированием, а в процессе подгибания лопастей прототипа «наглаз».

Полученный «портрет» вашего винта в значениях реального диаметра и всех местных шагов по сечениям лопастей и будет его истинным «лицом». Насколько точно оно совпадает с паспортным – настолько предсказуемым будет результат применения винта на вашей лодке.

Алексей ДАНЯЕВ

Источник: Журнал “Петербургская рыбалка”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.