о лодках

Перспективы малого судостроения

Вот уже почти 40 лет отечественные производители радуют нас своими разработками в области пневматического судостроения. Те, кто уже давно держат руку на пульсе истории, меня тут же бросятся поправлять. Не может быть, мы и в 60-70-х годах уже пользовались «Нырками» и прочими надувными лодками. И, надо честно сказать, что будут правы…Правда, лишь отчасти.

Дело в том, что история надувных судов восходит чуть ли не к началу летосчисления, а вот использование в качестве оболочки подобных судов современных материалов на основе ПВХ и чуть позднее хайпалона, по крайней мере, в нашей стране, получил развитие в конце 80-х годов прошлого тысячелетия. Ох, как уже давно Н.В. Мнев, отработав технологии на армированной резине, стал закоперщиком новой темы. Когда, по примеру западных грандов типа ZODIAK, AIVON, BOMBARD и других, он первым начал внедрять в лодочное производство доселе неведомый ПВХ, то водномоторная публика к подобным новациям тогда отнеслась с некоторым скептицизмом, хотя, если назвать вещи своими именами, даже подозрением и недоверием.

Покупая новые лодки, но продолжая по традции и по аналогии с резиновыми изделиями, на период зимнего хранения пересыпать их тальком и прочими детским присыпками. Всё-таки, сильна инерция. Но, настоящий бум ПВХ лодок начался когда занавес на границах нашей страны приподнялся и с запада и с востока, хлынул вначале поток относительно недорогих б/ушных импортных двигателей. А потом, по мере становления и укрепления позиций официальных и не очень дилеров, стали поступать и новые моторы мировых грандов. Где-то в этот период мне пришлось в ГИМСе регистрировать несколько лодок и все сотрудники, кто был связан с регистрационными действиями, в один голос заявляли о просто фантастических темпах роста маломерного ПВХ флота.

И надо признать, что в стране к этому времени сложились условия, которые и способствовали этой динамике. Желание многих рыбаков иметь свою лодку с мотором разбивалось о трудности с хранением в летний и, особенно, в зимний период из-за малого числа лодочных стоянок -марин в «городе морской славы». И из-за ряда сопутствующих причин.

А в случае же с лодками ПВХ, проблема хранения снимается, если есть отдельная квартира, да еще с лоджией или балконом. А если есть еще и гараж, то все проблемы вообще решены. И в начале уже этого века/тысячелетия, мы стали свидетелями просто взрывного роста маломеров из ПВХ. Надо отдать должное отечественным производителям. Если лодки образца 80-х начала 90-х годов, не сильно отличались от своих импортных, можно сказать, прародителей, ни кроем баллонов, ни наличием кильсона (патент ZODIAK), ни формой и способом вклейки транца.

То спустя уже буквально несколько лет, рынок стал наполняться самыми разнообразными, подчас близкими к футуристическим, конструкциями. Заметно расширялся круг производителей. Все наработки, которые были сделаны как на «дальнем» западе, так и у наших «друзей по соцлагерю», в той или иной форме , в том или ином виде, оказались внедренными уже в наших готовых изделиях. Здесь я имею в виду и форму баллона – плавный изгиб в двух плоскостях или «рубленный» и вынос и форму концевиков. Различные углы наклона транца, начиная от вертикального, на который при постановке любого мотора требовалась клиновидная накладка, и до таких углов, когда мотор адекватно работал только на «четвертой дырке».

Появились различные накладки на баллоны сверху, на манер некоего фальшборта и снизу, выполняюшие функции скег в режими глиссирования и килей при водоизмещающем передвижении. Разработчики надувных лодок довольно долго подбирались к теме надувного днища, хотя, концепция была приведена в настольной книге – энциклопедии надувных судов под редакцией Королева и Жохова. Вроде бы все понятно, но профиль из неармированного ПВХ выходил из строя уже в первый год эксплуатации. И лишь после того, как обратились к истокам и применили вместе со склейкой еще и шов прочными синтетическими нитками, лодки стали по-настоящему надежными. Надежность, конечно, это замечательно, но если лодка не едет, точнее, едет, но роет носом, норовя поднырнуть под первую встреченную волну, то здесь уже не до шуток.

Либо, едет, куда захочет, но практически не реагирует на работу румпелем. В итоге все оказалось довольно просто, стоило только организовать нормальный срыв потока в области транца. Для этого подошли и днищевые накладки, которые чуть выходя за срез транца напоминали по работе транцевые пластины жестких корпусов. Либо, опять же из этой темы, но с изменением формы потока и превращением его в турбулентый – некое подобие интерцепторов различного вида. И лодки поехали и не просто поехали, а помчались, оставив по критерию скорость, несколько позади лодки классической компоновки – с фанерным или алюминиевым пайолом.

Правда, нужно сказать, что каждая из конструкций, обладает набором присущих ей технических и эксплуатационных особенностей. Кто – то эти особенности называет «плюсами и минусами». Хотя, на мой взгляд, подобные оценки носят гипертрофированно субъективный характер. Потому, что при создании любой лодки, разработчику всегда приходится балансировать и в итоге выбирать некий компромисс. Например, большой диаметр баллона, вроде бы и хорошо, но парусить такая лодка будет очень сильно. И, если доведется завершать плавание уже на веслах, мало не покажется. Особенно, если будет гребля против ветра. Малый диаметр баллона – это возможное заливание волной , да и сидеть в такой лодке не удобно. Колени запросят пощады. Поэтому, найти золотую середину – это уже сродни не просто мастерству, а искусству.

Те же лодки с НДНД (НАДУВНЫМ ДНИЩЕМ НИЗКОГО ДАВЛЕНИЯ). Чем меньшая часть днища будет находиться в воде, чем меньше баллоны касаются воды, тем больше скорость и выше экономичность передвижения. Но, с другой стороны, высоко стоящая лодка, это и повышенная парусность и заметно худшая остойчивость и в статике и на ходу. Здесь тоже нужен некий компромисс.

Надо отметить, что тема НДНД в наших условиях становится все более популярной и многие апологеты пайола и гранды, взвесив все «за и против», тоже включили в свою линейку подобные суда. Хотя, никто из них не стал просто копировать какую-то уже хорошо себя зарекомендовавшую разработку коллег. Они пошли своим путем и сделали, свои , оригинальные конструкции. Время не стоит на месте и практически все производители, в недрах своих «конструкторских бюро», в тайне от конкурентов, создают новые модели, которые при появлений первых разводий, будут спущены на воду. А обо всех прошедших испытания, куда нам удастся попасть, мы проинформируем и вас, дорогие наши читатели.

Владимир Колгин

Источник: Журнал “Петербургская рыбалка”